Передовой кинематограф последнего десятилетия изобилует фильмами, уже в названии тематизирующими феномен любви (Зайдль, Ханеке, Хауснер, Ноэ, Звягинцев). Что же говорят эти фильмы о столь важной сфере нашего опыта? Можем ли мы представить их высказывания как речи кинематографического «Пира»? Рассматривают ли они на самом деле некий единый предмет? В ходе лекции мы попытаемся ответить на эти вопросы, подробно разобрав три фильма в свете «событийной» концепции любви, предложенной Аленом Бадью и позволяющей сформулировать их общую проблематику.
Любовь, понимаемая как событие, является не происшествием в системе уже существующих смысловых координат, а установлением подобной системы. По выражению Бадью, событие любви учреждает «сцену двоих», определяя их экзистенциальные задачи и саму идентичность. Радикальная производительная онтология лежит в основе наших представлений как о невольности любовного чувства («сердцу не прикажешь»), так и о трансцендентности любви экономическому порядку обмена («любовь не купишь») – в который она, тем не менее, остаётся вписанной и которым компрометируется.
Рассмотренный в этом ключе, фильм «Рай: Любовь» (У. Зайдль, 2012), повествующий о приключениях австрийки на поприще сексуального туризма в Кении, разыгрывает этот метафизический конфликт в условиях экстремального социологического гротеска.
«Любовь» (М. Ханеке, 2012) – фильм о последних месяцах жизни престарелой пары – позволяет взглянуть на смерть как на внутренний момент любви, выводимый из формулы «до гроба», определяющей любовную темпоральность. В этом контексте мы также сформулируем вопрос, стоящий в центре этики любви у Бадью и являющийся основополагающим для кинематографической мысли о браке: в чём, собственно, состоит верность событию?
Полупорнографическая «Любовь» (Г. Ноэ, 2015), реконструирующая историю отношений героя с его утраченной возлюбленной, заставит нас поговорить о ключевом, но глубоко проблематичном месте секса в идее любви и обозначить необходимую роль третьего в «сцене двоих»: другой женщины, бога, потомства.
О лекторе:
Пётр Шмугляков – PhD, научный сотрудник Института философии Свободного университета Берлина, выпускник Тель-Авивского университета. Автор статей по эстетике, современному искусству и кино. Область научных интересов: синтез идей М. Хайдеггера и С. Кавелла и их применение к современным художественным практикам. Под псевдонимом Петя Птах – автор многочисленных поэтических публикаций на русском и иврите, в числе которых книги «ЬЯТЪЫ» и «Я обманул полиграф».
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.