Философский кинолекторий: лекция Петра Шмуглякова

Проект «Философский кинолекторий» — ежемесячные встречи с ведущими современными философами, по-своему отвечающими на вопрос «что такое кино» и в какой манере можно о нем говорить. Первый вечер этого сезона — лекция философа Петра Шмуглякова «Идея любви в современном кино: Зайдль, Ханеке и Ноэ». В ходе встречи речь пойдет о трех фильмах трех разных режиссеров в связи с «событийной» концепцией любви Алена Бадью. Вход, как всегда, свободный.

Кино 18+

Передовой кинематограф последнего десятилетия изобилует фильмами, уже в названии тематизирующими феномен любви (Зайдль, Ханеке, Хауснер, Ноэ, Звягинцев). Что же говорят эти фильмы о столь важной сфере нашего опыта? Можем ли мы представить их высказывания как речи кинематографического «Пира»? Рассматривают ли они на самом деле некий единый предмет? В ходе лекции мы попытаемся ответить на эти вопросы, подробно разобрав три фильма в свете «событийной» концепции любви, предложенной Аленом Бадью и позволяющей сформулировать их общую проблематику.

Любовь, понимаемая как событие, является не происшествием в системе уже существующих смысловых координат, а установлением подобной системы. По выражению Бадью, событие любви учреждает «сцену двоих», определяя их экзистенциальные задачи и саму идентичность. Радикальная производительная онтология лежит в основе наших представлений как о невольности любовного чувства («сердцу не прикажешь»), так и о трансцендентности любви экономическому порядку обмена («любовь не купишь») – в который она, тем не менее, остаётся вписанной и которым компрометируется.

Рассмотренный в этом ключе, фильм «Рай: Любовь» (У. Зайдль, 2012), повествующий о приключениях австрийки на поприще сексуального туризма в Кении, разыгрывает этот метафизический конфликт в условиях экстремального социологического гротеска.

«Любовь» (М. Ханеке, 2012) – фильм о последних месяцах жизни престарелой пары – позволяет взглянуть на смерть как на внутренний момент любви, выводимый из формулы «до гроба», определяющей любовную темпоральность. В этом контексте мы также сформулируем вопрос, стоящий в центре этики любви у Бадью и являющийся основополагающим для кинематографической мысли о браке: в чём, собственно, состоит верность событию?

Полупорнографическая «Любовь» (Г. Ноэ, 2015), реконструирующая историю отношений героя с его утраченной возлюбленной, заставит нас поговорить о ключевом, но глубоко проблематичном месте секса в идее любви и обозначить необходимую роль третьего в «сцене двоих»: другой женщины, бога, потомства.

О лекторе:

Пётр Шмугляков – PhD, научный сотрудник Института философии Свободного университета Берлина, выпускник Тель-Авивского университета. Автор статей по эстетике, современному искусству и кино. Область научных интересов: синтез идей М. Хайдеггера и С. Кавелла и их применение к современным художественным практикам. Под псевдонимом Петя Птах – автор многочисленных поэтических публикаций на русском и иврите, в числе которых книги «ЬЯТЪЫ» и «Я обманул полиграф».

Поделиться:

1929 дней назад
11 сентября 2019 19:00–21:00

Санкт-Петербург
Караванная ул., 12
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

По номеру с вами свяжется организатор

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов