Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
В это месяце в прокат Дома кино выходит дебютная режиссерская работа любимого многими актера Джоны Хилла «Середина 90-х» прекрасный ностальгический фильм, только что показанный на Берлинском фестивале. По случаю премьеры приглашаем на лекцию Александра Кечика – магистра арт-критики (СПбГУ), куратора кинолектория на студии «Лендок», лектора многих площадок города. На лекции речь пойдет о том, как в американском кинематографе сложился собственный образ "девяностых" и какую роль в его складывании сыграло подростковое кино. Американский независимый кинематограф 90х время Питеров Пэнов, одной из основных тем в нем становится детство. В то время, когда мир постепенно осознает, что проблем, угрожающих человечеству, становится все больше от разрушения озоновых дыр до ВИЧ-эпидемии кино находит в детском и подростковом движении способ побороть усталость от ХХ века». На лекции мы поговорим о подростковом кинематографе 90-х и постараемся разобраться в том, каким образом отказ от движения может стать ускорением.
Трудно разделять американский кинематограф 90-х годов и кино об этом периоде. "Девяностые" создали специфическое мировосприятие, атмосферу времени, которая транслируется и в фильмах, снятых в это время, и в работах, ему посвященных. Как же описать специфику этого периода и где искать его истоки?
Можно начать с попытки описать окружение среднего американца в 90-х годах. Разнузданные семидесятые и кокаиновые восьмидесятые позади. В мире разворачивается ВИЧ-эпидемия, холодная война закончилась, но атомная угроза все еще висит над миром. К этим радостям добавляются экологические проблемы и усиливающееся осознание социальной несправедливости и девальвации американской мечты.
Именно в этой атмосфере и идет поиск средств к спасению. Но реальность это не голливудский фильм и даже самые оголтелые оптимисты понимают: панацею обнаружить не удастся. Со всеми этими проблемами придется жить. А если нет решения, то нет и проблемы. Единственным выходом оказывается эскапизм. Необходимо учиться жить с закрытыми глазами, концентрироваться на повседневности и искать в ней спасение от глобальной перспективы, поскольку будущее оказывается уничтожено осознанием его неопределенности.
Кинотрадиция, заданная фильмом Джорджа Лукаса “Американские граффити”, оказывается чудесным вместилищем для этой эскапистской стратегии. Истории о подростках, сконцентрированных на настоящем моменте, не желающих признавать существование перспектив, оказываются лекарством для невротичных экс-яппи. Если нет сил наблюдать за мировыми проблемами, следует поднять знамя вечной молодости. Именно в этом сила Ричарда Линклейтера и его “Под кайфом и в смятении”.
Двигаясь дальше, подобные мотивы можно найти во многих независимых фильмах 90-х годов. Герои разных режиссеров от Хэла Хартли до Винсента Галло напоминают подростков. Они эмоциональны, почти истеричны, внешний мир для них скорее повод для болтовни и шуток, нежели источник реальной озабоченности.
Апофеозом этой истории становится фильм “Панк из Солт-Лейк-Сити”, главный герой которого, двигаясь по пути панковского отрицания мира начинает паковски отрицать сам панк, снова оказываясь в позиции яппи, потенциального американского психопата.
Именно в этой вечно проваливающейся попытке стать Питерами Пенами и стоит искать силовой центр американского кино девяностых в начале, середине и конце.