Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Проект «Философский кинолекторий» — ежемесячные встречи с ведущими современными философами, по-своему отвечающими на вопрос «что такое кино» и в какой манере можно о нем говорить. В марте встретимся с Ольгой Давыдовой кандидатом культурологии, преподавательницей факультета свободных искусств и наук СПбГУ, специалисткой в области кино и фотографии. На лекции продолжим развивать феноменологический подход и поговорим не только об интенсивных аффектах, но и об условиях возможности их испытывать. Наш главный вопрос в этот раз: почему мы переживаем, когда смотрим кино? Вход, как всегда, свободный.
Казалось бы, ответ на вопрос о возможности переживания предельно прост. Зрительский опыт услужливо подкидывает эпизоды слез, сочувствия или умиления, искреннего испуга, хохота. На подмогу тут же приходит теория кино: знаменитый «монтаж аттракционов» Эйзенштейна, аналитика механизмов идентификации с героем, упоминания приемов вроде слома четвертой стены или саспенса. Зритель как фигура, на которую нацелено воздействие фильма, и правда бесконечно много раз возникал в размышлениях теоретиков, режиссеров, критиков. Но всякий раз в этих размышлениях подразумевалась дистанция, манифестировавшая своеобразное двумирие. Есть мир фильма, и это мир вымысла; и есть моя собственная зрительская реальность, в которой я покупаю билет в кино, чтобы следовать за чужой, кем-то рассказанной и как-то показанной историей, чтобы смеяться, пугаться, плакать. Выходя из кинотеатра, я обсуждаю свои эмоции с другими такими же зрителями, а потом возвращаюсь к собственным делам, четко понимая: все это – и смех, и страх, и слезы – осталось где-то там. Говоря теоретическим языком, я осознаю кинематографическую условность. И аффект мой тоже оказывается оттенен этой условностью.
На лекции мы поговорим о том, может ли кино преодолеть эту дистанцию. Способно ли фильмическое сработать так, чтобы переживаемый аффект оказался подлинным? Может ли кинематографический образ быть полностью достоверным, и каким образом эта достоверность для меня как зрителя реализуется? Можем ли мы избежать субъект-объектной оппозиции в разговоре об аффективном опыте просмотра? Опираясь прежде всего на аффективную феноменологию видения Мориса Мерло-Понти, теорию кинематографического движения Жана Эпштейна и онтологию кино Андре Базена, мы попробуем увидеть, как кинематографу удается сохранить аффективную силу для каждого зрителя, и обосновать идею о том, что аффективность, реализованная в опыте кинопросмотра, связана с пространственно-временными характеристиками кинообраза.
О лекторе:
Ольга Давыдова, кандидат культурологии, преподаватель факультета свободных искусств и наук СПбГУ, автор курсов и публикаций по истории и теории игрового и игрового кино, теории фотографии, со-организатор международной конференции "После (пост) фотографии" (Европейский университет в Санкт-Петербурге).